Нам, корреспондентам ДРАЙВА, посчастливилось попасть на самую первую репетицию группы КИПЕЛОВ в новом сезоне: все музыканты вернулись из отпуска свежими, отдохнувшими от концертов, пресс-конференций, фотосессий и автографов. Поэтому беседа получилась очень живая и непосредственная, хотя темы порой затрагивались весьма неожиданные. На мой взгляд, в абсолютной открытости музыкантов и состоит вся прелесть этого интервью.
Лето: фестивали, дуэт с Тарьей Турунен и долгожданный отпуск
Драйв: Расскажите о главных «музыкальных» впечатлениях лета – фестивалях РОК НАД ВОЛГОЙ, НАШЕСТВИЕ, НАШИ В ГОРОДЕ.
Валерий: В этом году на фестивале РОК НАД ВОЛГОЙ мы выступали уже второй раз. Нужно было показать что-то интересное, и мы сделали дуэт с Тарьей Турунен. Это была инициатива нашего директора и организаторов фестиваля – я не очень люблю дуэты, предпочитаю традиционный способ работы.
Драйв: В своих интервью Тарья говорила, что не любит петь по-русски…
Валерий: Действительно, ей в этом плане было неудобно: тональность, язык. Конечно, переводить песню на английский мы не стали. Но, раз уж она приняла предложение, то понятно, что согласилась на эти условия.
Драйв: Вам понравилось работать с Тарьей Турунен?
Валерий: Мне вообще нравится работать с беспроблемными во всех отношениях музыкантами. А Тарья – это еще и звезда, которую знают во всем мире…
Александр: Мы тоже звезды, которых знают во всем мире (все смеются)
Валерий: Мы старые друзья с барабанщиком команды Тарьи Турунен Майком Террана. Он и пригласил нас на концерт, где мы познакомились. Тарья с удовольствием откликнулась на предложение сотрудничества. Чтобы порепетировать перед фестивалем, она приехала к нам на базу.
Драйв: Как ей ваш андеграунд? (прим. – база группы КИПЕЛОВ до настоящего времени находилась на старом заводе, и это могло показаться непривычным европейской звезде)
Валерий: Мы попросили членов нашего фан-клуба помыть стекла – у нас здесь идеальный порядок. С Тарьей пообщались отлично! Я хотел, чтобы она поняла суть песни, а не просто исполняла набор слов. Конечно, произношение некоторых слов вызывало у неё трудности: например, «чужих». Мы замечательно порепетировали, попили чаю, пофотографировались; а потом разъехались и встретились уже на фестивале. Когда Тарья вышла на сцену, в ней, как и в любом музыканте, что-то «включилось» – она даже забыла про свою «портяночку» с транскрипцией текста песни. Все прошло отлично. Единственное, были проблемы со звуком. Хотя фестиваль замечательный, дай Бог, чтобы он существовал.
Александр: На РОК НАД ВОЛГОЙ собирается около 250 тысяч человек, что впечатляет.
Валерий: Тарья посмотрела наше выступление до конца и сказала, что и не подозревала о существовании в России группы такого масштаба.
Драйв: Такую оценку особенно приятно слышать из уст западных коллег…
Валерий: А мне было вдвойне приятно, что мы не ошиблись, пойдя на такой шаг.
Вячеслав: Она замечательная певица.
Драйв: Будете что-то записывать совместно с Тарьей?
Валерий: Посмотрим… Я надеюсь, что получится.
Драйв: Что скажете про другие летние фэсты?
Валерий: На НАШЕСТВИИ мы отыграли наше юбилейное выступление. Настроение было очень хорошее – когда фестивали идут подряд, постоянно находишься в обойме. В Питере мы играли на НАШИ В ГОРОДЕ впервые. Отличный фестиваль. Самое главное, что со звуком было все в порядке. Подводя итог, скажу, что от фестивалей мы получили огромное удовольствие. Каждый по-своему был хорош. А потом все ушли в отпуск.
Драйв: Плавно перетекаем к тому, как каждый из вас провел лето
Александр: Каждый жил по отдельной программе. Я был все время дома, решал бытовые проблемы.
Валерий: Я все лето просидел на даче: рубил дрова, купался, загорал. Вел нормальный фермерский образ жизни.
Вячеслав: А я летал в Египет, потом поехал на дачу к Валерию Александровичу.
Алексей: Ездил в Индию. Очень давно туда хотелось, но у нас такие графики, что не получалось покинуть коллектив на более-менее продолжительный срок. В этот раз я отлично провел время в Гималаях
Валерий (смеется): Как Маша Распутина: «Отпустите меня в Гималаи…»
Андрей: У меня был медовый месяц. Далеко не уезжал, но замечательно провел время летом.
Валерий: Я не помню такого продолжительного отдыха уже лет 12-15.
Драйв: Как ощущения – трудно в работу включаться?
Валерий: Трудно. Поэтому я и не люблю такие большие перерывы. У меня, например, после таких отпусков всегда возникает ощущение, что я вообще никогда не выходил на сцену. Но потом это восстанавливается, стоит только отыграть концертов 5-10. У нас планируются гастроли. Будем плотно работать.
«Снова бежать по лезвию бритвы…»
Драйв: Во время отпуска пишутся песни или отдыхаете от всего?
Вячеслав: Бывает, что приходят интересные идеи.
Валерий: Мы еще до сих пор находимся под впечатлением от записи альбома «Жить вопреки», которая продолжалась 4 года. Поэтому я не знаю, как быстро возникнут новые песни…
Драйв: Но поклонники уже ждут!
Валерий: Я знаю. Нам надо просто некоторое время подождать. Сейчас непростые времена – стало трудно выпускать альбом.
Драйв: Даже вам??
Валерий: Да. Может быть, мы будем просто записывать песни и выпускать в виде синглов. Сейчас смысла нет записывать пластинку – затрачиваешь больше денег, чем получаешь. Стоит выпустить альбом, а через 5 минут он уже висит в Интернете. Поэтому издающие компании потихоньку разоряются…
Вячеслав: Да что говорить? Западные группы, которые на пике славы выпускали миллионы экземпляров, сейчас продают 10 тысяч, и это считается очень круто.
Валерий: Может быть, выход в том, чтобы выпускать пластинку за свой счет и реализовывать через Интернет-магазин или на концертах.
Вячеслав: Или же полагаться на совесть людей, которые скачивают альбом и платят за это деньги.
Алексей: В России это не пройдет… Секреты творческой лаборатории группы КИПЕЛОВ
Драйв: Вы говорили, что обкатываете новые песни на концертах…
Валерий: Я считаю, что это полезно. Хотя бывает и так, что в процессе обкатки мы даже текст меняем. Я могу конкретно привести пример – это «Жить вопреки». В первый раз мы её исполнили на нашем юбилейном концерте в 2007 году. С того времени сильно поменялся текст.
Драйв: А смысл сильно изменился?
Валерий: Изменился скорее сам посыл. Рита (Маргарита Пушкина – прим.) недовольна, что мы поменяли текст – первый вариант был ей ближе. Но исполняем-то песню мы.
Вячеслав: Я хочу добавить, что песня меняется, пока она не записана. Как только записан вокал – все. А до этого момента песня меняется все время.
Валерий: Бывает, что читаешь текст – вроде, все нормально. Начинаешь петь – одно слово не пропевается. Меняешь слово – меняется и строчка. Иногда мы просто меняем последовательность слов. Была такая история с лирической балладой «Дыхание последней любви».
Драйв: Ваши планы по поводу съемок на эту песню в силе?
Валерий: Вопрос в подвешенном состоянии. Изначально песня задумывалась более брутальной. Она должна была называться «Последнее дыхание любви».
Драйв: Да, смысл совершенно другой…
Валерий: Изначально песня была от первого лица. Но эта песня не обо мне! А когда ты поешь от второго лица, она приобретает совершенно другой смысл: ты предлагаешь девушке руку помощи. Это мне ближе.
Драйв: Во многих песнях вы будто наблюдаете за лирическим героем…
Валерий: Да. Потому, что примерять все на себя – сложно. Хотя «Дыханье тьмы» – одну из моих любимых песен – я пою от первого лица. Но это мне близко: нередко попадаешь в ситуацию, когда с тобой такие вещи происходят. А петь страдальческую песню не всегда соответствует моему образу. Бывает, конечно, грустно от всего происходящего…но не от этого…
(все дружно смеются)
Драйв: Я обратила внимание, что в ваших текстах очень часто появляется образ змеи. Например, в новом альбоме он замечен в 2х песнях: «Безумие» и «Дыхание последней любви». Может быть, змея – ваш тотем?
Валерий: В процессе написания текста участвует Маргарита Анатольевна, и змеи для неё – не последние существа. Они мудрые и коварные.
Драйв: В ваших текстах присутствуют и довольно «устоявшиеся» повторяющиеся образы: орел, сокол, волк, огонь…
Александр: «Филин, волк и орел…» – все правильно (улыбается)
Валерий: Возьмем песню-притчу из последнего альбома «На крутом берегу» – она мне очень нравится. Для тех, кто не знает, я поясню: в фильме «Пугачев» рассказывается притча старой калмычки о том, почему ворон живет 300 лет, а сокол – всего 30. Потому, что ворон питается падалью, а сокол – свежей кровью. Однажды ворон предложил соколу попробовать питаться также. Сокол ответил, что лучше он будет меньше жить, чем всю жизнь клевать падаль. В песне «На крутом берегу» мы пытались по-своему рассказать эту притчу. Там есть строки: «Я мчусь за ним следом (за соколом – прим), эту чашу я выпью до дна…». Просто мы иногда говорим об этом завуалировано. «Любовь и смерть здесь превращают в шоу»
Драйв: Вот поэтому народ иногда странно воспринимает ваши тексты.
Валерий: Некоторые упрекают нас в излишней простоте текста, как это было с «Гламурной птицей». Знаю, что многих напрягло название этой песни.
Вячеслав: Многие просто не поняли смысл.
Валерий: Для этого достаточно просто почитать текст. Ведь слова и музыка приходят из жизни – в них наши переживания, наши взгляды. Взять ту же «Гламурную птицу» – вот параллель: недавно разбилась команда ЛОКОМОТИВ. Это очень печально. Но из всего этого уже сделано шоу, что меня раздражает. Мы с Александром вместе смотрели похороны ребят.
Александр: Я просто плакал…
Валерий: Когда на войне погибают люди – это понятно. Но здесь – такая нелепая смерть. И из этого устраивают шоу. Или взять Высоцкого, которого у нас уже затрепали. Зачем? Поминайте его в сердцах наших. Что бы о нем не говорили – я к Высоцкому плохо относиться не буду. Человек такой след в жизни оставил! Жаль, что таких людей сейчас мало. Поработать бы с поэтом подобного уровня – вот это был бы текст! В последнем альбоме мы много ориентировались на Высоцкого. Иногда я просто беру некоторые тексты Высоцкого и пропеваю в своем размере, чтобы объяснить поэту «рыбу». Нам хочется ориентироваться на таких поэтов, чтобы песня была не просто проходной, непонятно, о чем написанной. Важно, чтобы в ней был заложен смысл.
Драйв: Какая песня Высоцкого служит для вас эталоном?
Валерий: Практически, каждая его песня. Нравится, когда он поет от имени микрофона, истребителя, коня. Одна из самых любимых – «На братских могилах не ставят крестов». У него что ни песня – шедевр.
Драйв: В последнее время устраивают концерты памяти Высоцкого, где поют его песни… Вы поддерживаете такое начинание?
Валерий: С одной стороны – хорошо, что помнят Высоцкого. Но с другой, он не любил, когда пели его песни. А когда за это берутся люди из попсовой тусовки – это вообще труба. Мысли о раскрутке, регалиях и нынешних «дутых» героях
Драйв: У вас есть песня «Матричный бог», где отчетливо слышны нотки альтернативного металла. Молодые музыканты привносят современное звучание в группу КИПЕЛОВ. Готова ли команда меняться в эту сторону?
Валерий: Готова-то она готова, только кто ж ей даст? (все смеются) А я вот не люблю Интернет, компьютеры. Все это искусственное. Но я понимаю, что это – универсальное средство коммуникации
Драйв: И раскрутки опять же
Валерий: Насчет раскрутки я не согласен. Ни одна нормальная группа через Интернет не раскрутилась.
Вячеслав: А как же Петр Налич?
Валерий: Кто такой Петр Налич? Таких Наличей я видел в своей жизни 500 человек! Да, где-то он о себе заявил, но звездой на 100% никогда не станет. Звезда – это когда ты на протяжении долгих лет упорного труда доказываешь, что ты этого достоин. Во времена BLACK SABBAT, LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE не было Интернета. Сейчас, конечно, можно выложить в сеть записанные кое-как хиты и прославиться. Но эти люди никогда не станут настоящими звездами. Я считаю, что во всем происходит деградация – и в музыке, и в культуре.
Александр: Вчера была передача о том, что Валерия хочет получить «народного артиста». А не дают.
Валерий: Это какое-то безумие. Все звания, которые присваиваются в наше время – это нонсенс: его либо покупают, либо зарабатывают, играя на корпоративах нужных людей.
Драйв: Да уж, нынешние народные артисты сильно отличаются от прежних…
Валерий: В этом-то вся суть. Я считаю, что раньше давали звание по заслугам. Народной артисткой была Русланова, которая пела на развалинах рейхстага – уж народней некуда. Вся война под её песни прошла. И вдруг бас-гитарист Газманова Валя Лёзов получает звание заслуженного артиста Российской Федерации. Сдохнуть можно!
Драйв: А вам предлагали регалии?
Валерий: Нам предлагали много всяких регалий. А я считаю – что я заслужил-то? Я – музыкант, который занимается своим делом.
Драйв: Кстати, сейчас много говорят о шоу Охлобыстина в ЛУЖНИКАХ. Многие, кто его видел, сравнивают с Германией 30х годов – восхождение Гитлера
Валерий: Мы вчера обсуждали это. Кто такой Охлобыстин? Человек, который, по большому счету, не состоялся ни как артист, ни как режиссер, ни как священник. Смешно это все обсуждать. За это я и не люблю Интернет, где люди раскручиваются. Блиц – опрос на разные темы
Драйв: Хотя группа КИПЕЛОВ играет хард-энд-хэви, у вас совсем нет песен о байкерах. Почему?
Александр: Они у нас есть, только расписаны на две группы (смеется)
Валерий: На байк-шоу мы не играем – там музыка только как фон, как гарнир. Наши друзья-байкеры обижаются, но нам хочется, чтобы нас слушали.
А на байк-шоу всегда есть люди, которые приезжают только тусоваться – и им по барабану, кто играет – КИПЕЛОВ или десяток других команд.
Драйв: Была мысль выпустить одним диском все баллады?
Валерий: Мы это делали в АРИИ в свое время. Но у группы КИПЕЛОВ такого количества баллад еще не накопилось. Вот мы напишем еще баллад 5-6, тогда и подумаем об этом
Вячеслав: Я уже даже название для альбома придумал – «2021 ночь». К этому времен как раз еще пяток баллад запишем (дружный хохот)
Драйв: Нашла ли группа КИПЕЛОВ «свою» студию – ту, где комфортно записывать новые вещи?
Валерий: Что касается записи – мы решили организовать студию прямо на базе. Здесь можно никому не кланяться, время не поджимает, работай сколько угодно, если есть настроение! Вокал на последнем альбоме я писал здесь. Все остальное – на студии.
Александр: Черновые барабаны писали здесь, а оказалось – лучше, чем в студии
Драйв: Свои альбомы вы сводите в Европе. Будете продолжать этот опыт?
Валерий: Мы сами пытались сводить, но у нас не очень хорошо получалось. Для этого профессионалы нужны. Но я был сильно удивлен, послушав группу ТЕАТР ТЕНЕЙ.
Вячеслав: Они хорошо свели альбом здесь, в России. И у ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА тоже неплохо получается.
Валерий: В плане сведения нам помог Интернет – чисто как коммуникационное средство. Я раньше и представить себе не мог, что можно записать вещь здесь, мгновенно отправить в Германию и обсудить это.
Вячеслав: Конечно, если бы мы и писались там, результат был бы другой.
Валерий: К сожалению, у нас это не проходит - дело тормозят тексты. Музыка – готова, а текстов нет… Кстати, некоторые песни по этой причине так и не вошли в «Жить вопреки».
Драйв: А ваши фэны предлагают группе свои тексты? Был опыт такого сотрудничества?
Валерий: Мы пробовали сотрудничать с некоторыми людьми, но это очень тяжело. Они считают, что их текст очень крут – лучше, чем у Пушкиной и Высоцкого.
Вячеслав: А поэты неплохие: свои стихи у них прекрасные. Когда же не получается писать в нашем формате, начинаются обиды.
Валерий: Они написали очень много интересных текстов, в которых все есть: и слог, и образы. Как только начинается подгонка под наши рамки – ритм, размер – все. Куда все девается – непонятно.
Вячеслав: В итоге получается та же Маргарита Пушкина, только в зачаточном состоянии.
Валерий: Мы можем 10 раз с ней переругаться, когда вместе правим строчки. Я даже специально Алексея с собой брал, чтобы он сглаживал углы.
Драйв: Видно, что каждая песня давалась с таким трудом…
Валерий: Давалась кровью. Баллады – самые сложные вещи. Трудно написать лирику и не свалиться в попсу…
Драйв: Бывало так: вы начинаете обкатывать песню на концертах, а в результате совсем от нее отказываетесь?
Валерий: Были песни, с которыми мы довольно быстро расставались – год-два и все.
Вячеслав: Дело в том, что есть чисто студийные песни, которые плохо звучат на концерте….
Драйв: Имеются ли «заготовки» для игры на «бис»? Кстати, вы не всегда выходите играть сверх программы. С чем это связано?
Валерий: Мы и так стараемся играть достаточно долго. Наш концерт идет больше двух часов. Опять же, продолжительность мы варьируем – смотрим по состоянию зала. Пусть лучше люди уйдут с ощущением, что чего-то не хватило, чем с фразой: «Достали уже, башка вот такая». Иногда, если есть время, мы играем наши хиты, как «Я свободен».
Драйв: Когда эта песня обрела вторую жизнь, она стала восприниматься по-другому. Я помню, в 97 году она даже звучала немного не так…
Валерий: Её ошибочно связывают со временем нашего расставания с группой АРИЯ. И, хотя песня была написана давно, многие услышали «Я свободен» только с образованием группы КИПЕЛОВ. А история была очень простая: надо было записать песню и отдать на НАШЕ РАДИО. Песни у нас не было, и мы решили перезаписать эту. Тем более, она мне нравилась.
Песни с такой судьбой есть у разных групп. Шевчук, наверно, «Осень» терпеть не может. С другой стороны, когда приходишь на концерт IRON MAIDEN, хочешь услышать то, что тебе нравится, а не новый альбом. И поэтому я прекрасно понимаю народ, который рубится под «Волю и разум» и «Я свободен». Хотя играть эти песни уже не хочется, до того они надоели. Потому и пытаешься вкладывать разные эмоции: петь с грустью, с остервенением. Но совсем отказаться от них нереально. И, хотя многие обижаются, что мы её исполняем, 70 процентов публики все-равно говорят: « С ума сошли, не сыграли «Я свободен»?»
Драйв: На концерте в Горбушке вы играли народные песни. Это весьма неожиданный ход. Есть ли в планах продолжать этот опыт? Какие народные песни ваши любимые?
Валерий: «Ой, то ни вечер» – это наша самая любимая песня. Наверно, мы её исполняем лучше всего. В нашем репертуаре есть еще «Любо, братцы, любо!» и «Не для меня», но она гораздо сложнее прочих. Была даже идея записать альбом народных песен. Но существует свой нюанс – мало, кому удается поменять аранжировку и сохранить народность. Я слышал, например, «Черный ворон» в исполнении КУКРЫНИКСОВ. Руки оторвать хочется за это. А вот ПИКНИК сделал «Любо, братцы, любо» просто потрясающе. У нас даже была мысль записать с ними «Ой, то ни вечер», но я понял, что поезд уже уехал.
Драйв: Пробовали копнуть – найти старинные русские песни?
Валерий: К сожалению, народ их не знает. Понятно, что не мне же петь «Ой, мороз, мороз» или «Степь да степь кругом». Хотя, если их исполнить по-своему, может быть, в этом есть определенный смысл. Чтобы исполнять народные песни, надо расти над собой. А мы на нужную высоту пока не вышли, хотя стараемся. Здесь важно состояние: если поешь от души, это народу сразу передается.
Драйв: Спасибо за интервью и удачных гастролей!
Источник: http://www.kipelov.ru/events/2301#news2301 |