Субботний вечер в кишиневском клубе Gin Do & Contrabass (ex. Нескучный Двор) в очередной раз прошел под знаком rock-n-roll forever. «Разжигали» публику харизматичный «Tsepes» (Цэпеш), неподражаемый «Swinarium» и такой любимый и популярный на юге страны «CHAIR». И если первых можно назвать относительно молодыми музыкантами (не о возрасте, разумеется, речь), то чаировцев иначе, как старожилами, не назовешь. За их плечами и годы безумной популярности, и тяжелый период затишья, и возвращение на сцену, пусть не триумфальное, но не менее яркое и значимое для тех, кто жил и взрослел в одну с чаировцами эпоху.
Созданная в неспокойные девяностые прошлого века, как это часто бывает с рок-группами, на голом энтузиазме, гагаузская рок-фолк-группа «CHAIR» в одночасье стала популярной и завоевала огромное число поклонников среди продвинутой молодежи того времени. Что для тогдашнего гагаузского общества значил «Чаир»?* Чтобы это понимать, надо было родиться гагаузом и жить еще в том консервативном патриархальном обществе, где сила традиций и обычаи культуры не позволяли выбиваться из общепринятых рамок; где консерватизм считался почти непобедимым, и всё новое принималось с большим трудом. Народная музыка гагаузов – это всегда мелодичность, нежность, лиричность. И тут вдруг – как гром среди ясного неба – появляется новая музыка, да какая: шумная, громкая, взрывная, кричащая, словно встряхивающая. Такая, о какой бабушки обычно говорят, что и мертвого поднимет. В те годы и из местных окон уже вовсю звучали «Beatles», «Doors», «Who», «Kiss», «Europe» и другие «кричащие» группы. Но именно такой – своей собственной – музыки всегда не хватало гагаузской молодежи. И вот она появилась, и это был феерический успех. «Чаир» стал безумно популярным, залы и площадки не вмещали всех желающих попасть на концерт, им подпевали, их боготворили. Пришла известность, посыпались предложения. Ни с чем не сравнимую своеобразную манеру исполнения гагаузских песен в чисто роковом стиле узнали и далеко за пределами Молдовы. Чаировцев тепло принимают Россия и Румыния. В 2000-м «Чаир» становится победителем первого Национального рок-фестиваля (их композиции «Реквием: дождь» члены жюри аплодируют стоя), а в 2003 году группа представляет Молдову на «Еврорадио» в голландском городе Грененген. После этого гагаузский рок звучит уже в эфирах лучших европейских радиостанций. С тех пор без харизматичных гагаузов не обходится ни один фестиваль, они становятся желанными гостями и завсегдатаями «Вадул-луй-Вудсток», «Рок против наркотиков» и других. Двухтысячные, однако, принесли группе не только невиданный успех, но и огорчения. Сначала неожиданно уходит из жизни самый молодой участник группы, талантливый музыкант и солист Андрей Храмов. Спустя несколько лет группа снова несет потери – умирает барабанщик Михаил Новин, уезжает на пмж в другую страну клавишник Григорий Кывыржик. Это были нелегкие для остальных участников группы времена - вынужденный период затишья, своеобразное время переосмысления… Но даже в этот «тихий» безгастрольный период музыканты не перестают репетировать, творить, пишут новую музыку, сочиняют стихи, из которых рождаются песни, в том числе и на гагаузском языке. В 2008-м группа с размахом отметила десятилетний юбилей в родном городе Чадыр-Лунга, среди гостей, приехавших поздравить музыкантов, кстати, были и уже знакомые «Tsepes» и «Swinarium». В настоящее время музыканты трудятся над новым альбомом. В разгаре работа над записью новой песни с глубоким философским содержанием – «Я прошел полдороги, я прошел полпути». «Я верю, что наш успех еще впереди», - говорит Михаил Кулев. Он и сегодня остается таким же, каким знали его раньше: не испорченным славой, не обозленным потерями, не лишенным оптимизма. Верится, что впереди группу ждут и новые выступления, и новые гастроли, и интересные знакомства и встречи. А её поклонников – новые музыкальные творения.
Источник : http://aif.md
|