31.03.2011 «Ария» отпраздновала двойной юбилей в Подольске
Примерно раз в год здесь выступает группа «Ария», которая только что отпраздновала свой 25-летний юбилей. В Москве, Питере и Екатеринбурге на праздничных мероприятиях с группой выступило большинство бывших участников. 27 марта 2011 года в подольском ДК «Октябрь» нынешний состав «Арии» справился своими силами, но местные жители и те, кто приехал на концерт специально из других городов, не ощутили себя обделенными. Во-первых, 8 апреля в театре Подольска будет поставлен спектакль «Осколки» - по пьесе знаменитого драматурга Александра Арбузова «Жестокие игры» и с музыкой экс-«арийца» Сергея Маврина. Во-вторых, «Ария» отметила в этом подмосковном городке сразу двойной юбилей, неожиданно для всех сыграв такую программу, которую не слышали даже москвичи и питерцы.
По своей планировке ДК «Октябрь» сильно напоминает столичный СDK «МАИ», в котором, кстати, 5 февраля 1986 года состоялось самое первое выступление «Арии». Улица Свердлова, где расположен концертный зал, - пожалуй, самое сюрреалистическое место во всем Подольске. Наряду с гиперсовременными домами на ней находятся совсем уж ветхие и почерневшие избушки столетней давности, на которые неумолимо наступают строящиеся здания. Продуктовых магазинов практически нет (а те, что изредка попадаются, воскресным днем уже закрыты), зато в избытке цивильных ресторанов и кафе. В общем, преодолев улицу Свердлова, заряд бодрости перед концертом получаешь весьма ощутимый.
Свое выступление «Ария» задерживает всего на 10 минут, но все равно в переполненном зале находится истеричный гражданин, который истошным голосом нетрезвого героя Борислава Брондукова из фильма «Афоня» истошно вопит: «Где ты, «Ария»? Выходи давай уже!» Прочие зрители тщатся угомонить возмутителя спокойствия репликами: «Давай сам выходи на сцену и сделай красиво!» Однако с этой целью справляется лишь грозный глас свыше: «Это было 21 августа 1915 года…» Исполнение песни «Прощай, Норфолк!», да еще и в качестве «паровоза» кажется приятным, но неожиданным ходом. Однако Артур Беркут после второй песни «Колизей» все проясняет: «Сегодня мы празднуем двойной юбилей. Совсем недавно мы отметили 25-летие нашей группы, а в этом году исполняется 20 лет нашему альбому «Кровь за Кровь».
Из этой пластинки в Подольске, помимо «Норфолка» и заглавной вещи, еще звучит «Антихрист». Причем в «Кровь за кровь» Беркут вдохновенно исполняет патетичную партию на стоящем в стороне синтезаторе. К песне «Там высоко» синтезатор уже оказывается в центре сцены, а вокалист шутит: «Недавно мы придумали, как сыграть эту песню на рояле. Но такая махина не всегда втискивается в гастрольный автобус и уж тем более сложно вытаскивается на сцену. Вот мы и решили разработать такой портативный вариант».
В относительно новой балладе «Поле битвы» главные вокальные партии достаются бас-гитаристу Виталию Дубинину, а Беркут лишь подпевает ему в унисон в припевах. Известно, что, когда музыканты сочиняли эту песню, разгорался грузино-абхазский конфликт и был как никогда актуален лозунг: «Хочешь мира – готовься к войне». Логично, что в Подольске гитарист Владимир Холстинин выступает в футболке с этой сентенцией, начертанной по-латински: «Vis Pacem Para Bellum».
На все это скорбно взирает пламенеющее зубастое чудище Жорик с вывешенного на заднике сцены «арийского» полотнища. Брутальность действа не кажется чрезмерной: Беркут хоть и демонстрирует траекторию мертвой петли в «Последнем закате», но разряжает обстановку постоянной беготней, жонглированием микрофонной стойкой и подбадриванием зрителей, а к финалу концерта расходится настолько, что принимается брызгать в зал водой и подбрасывать вверх кепку. Перед финальной «Дай жару» подольчане музыкантам дарят розы и открытки, а также протягивают билеты для автографов.
Если сравнивать подольский концерт с московскими мероприятиями, то ближе всего он оказывается к выступлению «Арии» в ЦДХ весной 2009-го. При этом, несмотря на сидячие места в партере ДК «Октябрь», камерности тут было в разы меньше. В столице невозможно услышать в спокойной обстановке такие динамичные вещи, как «Игра с огнем», «Крещенье огнем» и «Замкнутый круг». Поэтому выезд в близлежащие города становится зачастую единственной возможностью оценить «Арию» в непривычных (и очень комфортных) условиях и рассмотреть во всех деталях происходящее на сцене.